КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 — 2025 ГОДЫ

1465560196general_pages_10_June_2016_i20220_vnimanie

Публикуем КОНЦЕПЦИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 — 2025 ГОДЫ, утвержденную указом Губернатора Смоленской области от 17.03.2021 N 26

Введение.

Вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (далее также — права человека) находятся в ведении Российской Федерации, а их защита — в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Смоленская область, являясь субъектом Российской Федерации, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина в отношении жителей, проживающих на ее территории.

Под защитой прав и свобод человека и гражданина на территории Смоленской области понимается установленная нормативными правовыми актами Смоленской области на основании и в пределах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, совокупность условий, правил и процедур, которые обеспечивают эффективную реализацию прав и их восстановление в случае нарушения.

Возложенная на Смоленскую область как на субъект Российской Федерации обязанность защищать права человека предполагает применение на всей территории региона такого правопорядка, который гарантирует каждому государственную защиту этих прав.

Обращение граждан в государственные органы должно являться наиболее эффективным механизмом защиты прав человека. Особую роль в сфере защиты прав человека играют негосударственные (общественные) институты. Они также принимают участие в защите прав человека, прежде всего социально уязвимых категорий граждан, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права.

Проводимая работа по созданию эффективной правозащитной системы в регионе является комплексной и плановой и обеспечивается скоординированным межведомственным взаимодействием всех заинтересованных компетентных органов, служб, общественных организаций, средств массовой информации.

Настоящая Концепция разработана во взаимодействии с институтом Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и на основе подготовленных им данных.

 

1. Общие положения

 

Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 — 2020 годы, утвержденная указом Губернатора Смоленской области от 01.03.2013 N 15, способствовала усилению внимания органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области к проблемным для региона вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Большинство разработанных и действующих в Смоленской области областных государственных программ имеет социальную направленность.

В Смоленской области приняты нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность разноуровневыхкомиссий по делам несовершеннолетних; организованы курсы подготовки и переподготовки специалистов по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; принимаются меры по улучшению организации обслуживания ветеранов, престарелых граждан и инвалидов в целях обеспечения доступности социальной помощи для граждан и создания в органах социальной защиты населения в городах и районах Смоленской области надлежащих условий для приема и обслуживания граждан.

Реализация указанной Концепции органами государственной власти Смоленской области (далее также — органы государственной власти) и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее — органы местного самоуправления) осуществлялась достаточно динамично по различным направлениям и в различных сферах жизнедеятельности граждан. Принимаемые меры дали определенные положительные результаты.

Проводимая целенаправленная работа позволила существенно улучшить правозащитную ситуацию в регионе. В Смоленской области выстроен прямой диалог с населением, общественно значимые решения принимаются с учетом мнения жителей. Ведется активная и заинтересованная работа по строительству новых детских садов, школ, социальных и медицинских учреждений, формируются условия для создания новых рабочих мест. В значительной степени это обусловлено в том числе проводимой в регионе кадровой политикой, основанной на принципе персональной ответственности должностных лиц органов власти и управления.

В то же время немало вопросов, связанных с обеспечением реализации прав жителей региона, остаются пока неразрешенными и требуют скоординированной работы.

Актуальными являются вопросы оказания своевременной и качественной медицинской помощи жителям сельской местности, бесплатной квалифицированной юридической помощи наименее защищенным категориям граждан (инвалиды, дети-сироты, пенсионеры), вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, и др. Есть необходимость и желание населения сформировать эффективный (действенный) общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Еще одним из важных направлений правозащитной деятельности является формирование и развитие системы правового образования и просвещения в правозащитной сфере как граждан, так и сотрудников органов государственной власти. К сожалению, уровень правовых знаний населения Смоленской области является недостаточным. Многие выявленные нарушения прав связаны с низкой правовой информированностью.

Складывающаяся сегодня в Смоленской области правозащитная ситуация предполагает взвешенную, объективную оценку применительно к настоящему времени и с учетом этого продолжение работы в указанных направлениях, а также выработку новых подходов к решению проблемных вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина.

Для закрепления указанных выше позитивных посылов, проработки решений остающихся актуальными вопросов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина на территории Смоленской области, а также укрепления социальной справедливости требуется повышенное внимание к слабо защищенным категориям граждан, не имеющим в силу объективных причин возможности полнообъемной реализации своих прав.

Более эффективному развитию правозащитной системы в Смоленской области должно способствовать:

— дальнейшее совершенствование механизмов регулирования вопросов, затрагивающих права человека;

— повышение профессионализма, правовой грамотности и культуры, а также исполнительской дисциплины государственных гражданских служащих Смоленской области и муниципальных служащих;

— усиление государственного и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, принимающих решения, затрагивающие права человека;

— развитие правозащитного движения в Смоленской области, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;

— увеличение финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина;

— совершенствование системы правового просвещения жителей Смоленской области.

 

2. Цель, задачи и основные направления

 

Настоящая Концепция определяет цель, задачи и основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению и защите прав человека на территории Смоленской области на 2021 — 2025 годы.

Концепция, утвержденная Губернатором Смоленской области как высшим должностным лицом Смоленской области, является основополагающим документом, ориентированным на решение вопросов, связанных с гарантиями соблюдения и защиты прав и свобод жителей региона, а также обеспечивающим плановость и системность этой работы.

Настоящая Концепция является основой для разработки органами исполнительной власти Смоленской области проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права человека.

Цель настоящей Концепции — развитие стратегии и повышение эффективности обеспечения и защиты прав человека на территории Смоленской области как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти). Достижению указанной цели служат основные направления настоящей Концепции:

— совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;

— совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;

— поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;

— совершенствование системы образования и просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;

— развитие системы защиты прав человека в отношенииособо нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа жителей Смоленской области.

Защита прав человека в Смоленской области требует организации эффективного взаимодействия и координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.

 

3. Условия обеспечения и защиты прав и свобод человека

и гражданина в Смоленской области

 

Эффективность обеспечения и защиты прав человека в Смоленской области зависит от ряда условий: экономических, социальных и правовых. Они создают социальные предпосылки либо препятствуют оптимальному функционированию системы обеспечения и защиты прав человека.

 

3.1. Экономические условия обеспечения и защиты прав

и свобод человека и гражданина

 

Степень обеспечения и защиты прав человека в социальной сфере напрямую зависит от уровня развития экономики Смоленской области. Большинство социальных прав могут быть реально действующими по мере роста финансовых ресурсов и бюджетной обеспеченности Смоленской области и одновременного повышения уровня жизни населения региона.

Исходя из этого, при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год необходимо обеспечивать:

— прозрачность и адресность государственных расходов при принятии областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год;

— упорядоченность расходов с обязательным указанием сведений о распределении объемов и источников финансирования мероприятий по защите основных прав человека;

— корректировку расходов, связанных с реализацией прав человека, и формирование механизмов их защиты с учетом темпов экономического развития Смоленской области;

— оценку обоснованности и достаточности действующей системы льгот и компенсаций особо нуждающимся в защите категориям граждан из числа жителей Смоленской области.

 

3.2. Социальные условия обеспечения и защиты прав и свобод

человека и гражданина

 

Совершенствование структуры гражданского общества в Смоленской области, затрагивающей различные сферы его жизнедеятельности, выступает важнейшим условием реализации основных прав человека, обеспечивает сочетание прав и свобод с ответственностью человека перед обществом.

Определенным негативным фактором в достижении и поддержании достойного уровня жизни населения является разрыв в размерах доходов между отдельными социальными группами. Также негативным фактором в области соблюдения основных прав человека может являться недостаточная развитость институтов гражданского общества. При условии нормального функционирования они способны обеспечивать защиту ряда основных прав. Конструктивное взаимодействие государства и институтов гражданского общества способствует созданию эффективного механизма социальной защиты, формированию системы согласования интересов общества и власти, обеспечивает общественное согласие. Развитие социального партнерства является значимым аспектом, способным повлиять на социальные гарантии прав человека. Укрепление институтов гражданского общества в Смоленской области оказывает существенное влияние на качество гарантий прав человека. Деятельность таких институтов способствует дополнительной и эффективной защите прав человека.

Устранение социальных противоречий и конфликтов, обеспечение баланса интересов всех категорий граждан возможны за счет развития системы защиты прав человека в отношении социально уязвимых категорий граждан путем предоставления адресной помощи. Снижение внимания к этим категориям населения может негативно сказаться на экономическом, демографическом потенциале региона, общественном согласии.

 

3.3. Правовые условия обеспечения и защиты прав и свобод

человека и гражданина

 

Правовые условия защиты прав человека направлены на укрепление системы средств, процедур и механизмов, которыми жители Смоленской области могут воспользоваться в случае нарушения их прав.

Одним из наиболее эффективных механизмов защиты основных прав является обращение в органы, осуществляющие правосудие. Учитывая, что все чаще граждане в целях разрешения тех или иных споров (вопросов) стали обращаться в суд, особую значимость приобретает работа по оказанию жителям Смоленской области бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Наряду с судебными обеспечиваются и внесудебные гарантии защиты основных прав жителей региона, принимаются нормативные правовые акты в правозащитной сфере. Все более востребованными жителями региона становятся такие институты, как Уполномоченный по правам человека в Смоленской области, Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Смоленской области и Общественная палата Смоленской области.

Несмотря на наличие государственных гарантий защиты основных прав человека, особую роль в этой сфере играют негосударственные (общественные) институты. Негосударственными средствами защиты основных прав являются общественные объединения. Они принимают участие в защите основных прав жителей региона, относящихся к категории социально уязвимых, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права. Кроме того, жители Смоленской области могут защищать свои основные права всеми не запрещенными законом способами, т.е. осуществлять самозащиту, что предполагает активное использование существующих механизмов и процедур.

 

4. Совершенствование нормативных правовых актов

Смоленской области в сфере обеспечения и защиты прав

и свобод человека и гражданина

 

Наряду со своевременной разработкой проектов новых нормативных правовых актов правотворческая деятельность органов государственной власти Смоленской области должна быть направлена и на оперативное внесение изменений в действующие акты, приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также предусматривать механизм контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение нормативных правовых актов в сфере защиты прав человека.

Разрабатываемые в Смоленской области нормативные правовые акты должны в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации максимально предусматривать государственные гарантии защиты прав человека. Такая задача предполагает укрепление правового статуса институтов гражданского общества в Смоленской области. В связи с этим при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, необходимо обеспечить:

— привлечение Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области, членов Общественной палаты Смоленской области к оценке указанных проектов нормативных правовых актов с точки зрения обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

— взаимодействие органов государственной власти и заинтересованных общественных объединений.

 

5. Доступность нормативных правовых актов, затрагивающих

права и свободы человека и гражданина

 

Доступность жителям Смоленской области информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является значимым условием поддержания правопорядка, социальной стабильности, предотвращения закрытости и недоступности публичной власти и коррупции в ее органах. Выполнение этой задачи возможно при строгом соблюдении требования по своевременному официальному опубликованию нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, в порядке, установленном областным законодательством.

 

6. Развитие системы правового образования и просвещения

в Смоленской области

 

Главной целью правового образования является достижение и поддержание такого уровня правовых знаний жителей Смоленской области, который создавал бы благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав, исключал возможность их нарушения.

Повышение уровня правовых знаний в регионе должно обеспечиваться оказанием содействия:

— в развитии системы оказания отдельным категориям граждан из числа жителей Смоленской области бесплатной, качественной и доступной юридической помощи;

— в организации информационных и просветительских кампаний соответствующих органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях достижения высокого уровня информированности населения об общепризнанных стандартах в сфере защиты прав человека и их ценности для каждого человека и общества в целом;

— в издании и широком распространении среди жителей Смоленской области учебных, практических материалов по вопросам защиты прав человека, а также в информировании о наиболее важных федеральных и областных правовых актах в этой сфере;

— в организации и проведении среди молодежи областных конкурсов на лучшую научную работу по вопросам, касающимся реализации и защиты прав человека.

Для достижения реального положительного результата в правовом просвещении жителей Смоленской области недостаточно обособленных мер, предпринимаемых различными ведомствами, финансируемых к тому же по остаточному принципу. Необходимо на практике создать единую региональную систему правового обучения, при которой работа в этом направлении будет скоординирована в постоянном межведомственном взаимодействии.

 

7. Развитие системы государственных гарантий обеспечения

и защиты прав и свобод человека и гражданина

в Смоленской области

 

Основной целью развития системы государственных гарантий обеспечения и защиты прав человека является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления реального приоритета прав человека. Достижение данной цели предполагает осуществление постоянного контроля за добросовестным исполнением государственными гражданскими служащими Смоленской области и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, включая обязанности по защите прав человека.

Немаловажное место в системе государственных гарантий защиты прав человека занимает институт Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, который дополняет существующую систему защиты основных прав человека, являясь связующим звеном между обществом и государственной властью.

Своевременное и действенное реагирование должностных лиц на факты нарушения прав является важным условием реализации государственных гарантий в сфере защиты прав человека. В этой связи необходимо принятие мер, направленных на повышение ответственности должностных лиц за нарушение прав человека. Важно изменить отношение государственных гражданских служащих Смоленской области и муниципальных служащих к вопросу обеспечения и защиты прав человека, не допускать формального подхода, невнимательности, неисполнительности, неуважения к правам и свободам человека и гражданина и к личности.

Решение данных задач предполагает:

— развитие системы мер, направленных на повышение уровня культуры общения с гражданами и правовой компетентности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— организацию непрерывного повышения квалификации и уровня профессионализма должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— развитие механизма ответственности должностных лиц за нарушение прав человека на областном и муниципальном уровнях.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка должностных лиц, их компетентность в сфере прав и свобод человека и гражданина должны стать обязательным требованием к уровню профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих Смоленской области и муниципальных служащих. Компетентность должностных лиц в вопросах прав человека предполагает наличие соответствующих правовых знаний, уважительное отношение к правам человека и активное содействие гражданам в реализации и защите их прав и свобод.

В целях широкого информирования жителей Смоленской области о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления целесообразна подготовка органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления ежегодных докладов (отчетов) о рассмотренных обращениях, в которых должны быть отражены количество, предмет, сроки, результаты рассмотрения обращений граждан. Указанные доклады следует размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На основании анализа содержащихся в докладах обращений должны определяться отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области, особо нуждающиеся в защите своих прав.

 

8. Развитие и поддержка системы негосударственных гарантий

обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина

в Смоленской области

 

В Смоленской области действуют общественные организации, содействующие реализации и защите прав человека, которые осуществляют мониторинг соблюдения прав жителей Смоленской области, ведут работу по образованию и просвещению в сфере защиты прав человека, издают соответствующую литературу и т.п.

Повышение роли институтов гражданского общества в соблюдении и защите прав человека направлено на:

— повышение эффективности участия общественных организаций в деятельности по защите прав человека;

— развитие системы государственных гарантий защиты прав человека;

— всесторонний предварительный анализ последствий принятия различного рода решений, затрагивающих права человека, повышение качества таких решений;

— оперативное и грамотное реагирование на факты нарушения прав человека;

— формирование предложений по разработке нормативной правовой базы поддержки деятельности общественных организаций по их конструктивному взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— формирование условий, способствующих развитию правозащитной деятельности общественных организаций в Смоленской области.

Поддержка деятельности общественных организаций во многом связана с оказанием им финансовой помощи посредством организации и проведения конкурсов социальных проектов, предоставления социальных грантов и др.

В системе негосударственных гарантий защиты прав человека особое значение имеет деятельность средств массовой информации, которые призваны освещать характерные для жителей Смоленской области проблемы в сфере защиты прав человека, случаи их массового и грубого нарушения, противодействовать произволу в данной сфере.

Повышение роли общественных организаций, средств массовой информации в защите прав человека требует их государственной поддержки. Это обязательное условие совместной деятельности общественных структур, средств массовой информации и органов государственной власти по защите прав человека на территории Смоленской области.

Одной из важных форм государственной поддержки общественных структур является обеспечение деятельности Общественной палаты Смоленской области как независимого органа, призванного способствовать взаимодействию граждан, проживающих на территории Смоленской области, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для поддержки системы негосударственных гарантий защиты прав человека в Смоленской области необходимо:

— развивать практику проведения общественных слушаний по социально значимым проблемам;

— апробировать и внедрять в практику механизмы осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением прав и интересов граждан, открытостью и прозрачностью бюджетного процесса, создать соответствующую методическую базу в рамках этого направления работы;

— активно привлекать общественные организации, Общественную палату Смоленской области к проведению независимой публичной оценки проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Смоленской области, участию в разработке областных государственных и муниципальных программ, развивать постоянно действующие механизмы сотрудничества в виде общественных советов, консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп по правотворческой работе;

— вырабатывать рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию эффективных механизмов их взаимодействия с институтами гражданского общества;

— развивать эффективное социальное партнерство в области трудовых отношений, являющееся основным механизмом согласования интересов между работодателями, работниками и органами государственной власти;

— внедрять в практику современные инструменты взаимодействия гражданских институтов и государственных органов;

— создавать и реализовывать новые формы и методы работы, нацеленные на повышение социальной активности граждан;

— содействовать формированию и осуществлению мониторинга соблюдения прав человека, разработке и реализации программ развития институтов гражданского общества.

 

9. Обеспечение и защита прав человека в отношении особо

нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа

жителей Смоленской области

 

В Смоленской области применяется системный подход к поддержке социально уязвимых категорий граждан, именно тех из них, которым особенно тяжело, которые действительно нуждаются в такой поддержке. Нарабатываются комплексные меры такой поддержки.

Ситуацию с реализацией прав наиболее социально уязвимых категорий граждан, безусловно, усугубляют кризисные явления в экономике, расширяя их круг. В связи с этим необходимо минимизировать последствия экономических и иных потрясений для социально уязвимых категорий граждан, применять рычаги государственного регулирования (государственной поддержки).

Следует определить понятие и круг лиц, нуждающихся в государственной социальной поддержке. Ключевым признаком, определяющим отнесение той или иной социальной группы к лицам, нуждающимся в социальной поддержке, будет являться низкий уровень дохода, который имеет место (возникает) ввиду определенных факторов, косновным из которых можно отнести:

а) возраст;

б) состояние здоровья;

в) состав семьи (многодетность, одиночество, имеющее определяющее значение для пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья);

г) потерю работы;

д) изменение или резкое ухудшение условий жизни ввиду форс-мажорных, социальных или экономических обстоятельств.

Указанные и иные факторы приводят к тому, что человек не может обеспечить себе и своей семье необходимый уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. Его доходы ниже необходимых потребностей, условия жизни ненадлежащие, поэтому он нуждается в поддержке со стороны государственных органов в различных формах.

Социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными обстоятельствами, оказываются неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому соблюдение прав социально незащищенных граждан рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области нуждаются в такой особой защите. Реализация ими своих прав в полном объеме в силу объективных причин затруднена. Защита прав этих категорий граждан заключается в неукоснительном соблюдении установленных федеральным законодательством стандартов, а также в принятии дополнительных мер по их социальной реабилитации и поддержке с учетом особенностей Смоленской области, возможностей областного бюджета.

Эффективное решение указанных задач предполагает разработку и реализацию нормативных правовых актов в этой сфере, повышение координирующей роли Администрации Смоленской области в консолидации усилий иных органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, обязанных заниматься защитой прав и свобод человека и гражданина.

9.1. Женщины и дети

 

Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Обеспечивая приоритет семейного воспитания, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Государственная поддержка семьи, материнства, детства согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации является одной из важнейших задач государства. Гарантированная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства помимо социальной защиты населения в последние годы приобрела демографический аспект. Задача преодоления демографического кризиса, обозначенная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2020 году в качестве приоритетной на национальном уровне, нацеливает государство и общество на решение проблем семей с малолетними детьми и многодетных семей.

В Смоленской области также актуальна проблема преодоления демографического кризиса. В этой связи возникает потребность в повышении престижа материнства и отцовства, улучшении положения детей и охраны их прав, снижении масштабов таких негативных явлений, как социальное сиротство, вовлечение детей в антиобщественные действия, наркомания среди детей и молодежи, ухудшение состояния их здоровья. Решение этих проблем невозможно без укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей.

В числе важных направлений поддержки семьи, материнства, отцовства и детства следует выделить следующие:

— укрепление значимости института семьи и семейных ценностей;

— профилактика социального сиротства, в том числе раннее выявление семейного неблагополучия и организация оказания всесторонней помощи;

— социальная адаптация детей-инвалидов, поддержка семей с детьми-инвалидами, родителей с ограниченными возможностями здоровья;

— содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;

— социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной взрослой жизни;

— профилактика домашнего насилия, жестокого обращения с детьми;

постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— развитие у детей навыков безопасного поведения в городской среде, при использовании информационно-коммуникационных технологий, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных виртуальных средах;

— поддержка и развитие межпоколенческих отношений в семье и в обществе;

— развитие добрососедских отношений;

— реализация партнерских проектов по предотвращению семейного неблагополучия, защите прав и интересов детей;

— профилактика деструктивного поведения детей и подростков, реабилитация и социализация несовершеннолетних правонарушителей.

Первостепенными задачами в этих направлениях являются:

— дальнейшее развитие и совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— разработка дополнительных мер, направленных на решение жилищного вопроса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

— дальнейшее развитие мер государственной поддержки семей с детьми на региональном уровне;

— совершенствование областных нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

— разработка и принятие областных нормативных правовых актов, направленных на защиту материнства, детства и семьи, устанавливающих различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Кроме того, возрастает актуальность решения таких вопросов, как:

— усиление контроля со стороны органов опеки и попечительства за воспитанием детей в приемных семьях;

— предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа;

— развитие сети дошкольных образовательных организаций.

Насилие в семье — порочное явление, скрытое от глаз общества, которое не должно оставаться вне зоны пристального внимания правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных правозащитных объединений. Решению этой проблемы будет способствовать создание условий для организации временного размещения женщин и детей, подвергающихся насилию в семье.

В числе основных первостепенных задач работы с семьями, имеющими детей, также следует выделить следующие:

— повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и их семьям;

— обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

 

9.2. Ветераны, пенсионеры, участники локальных войн

и вооруженных конфликтов

 

Для обеспечения прав ветеранов, пенсионеров, участников локальных войн и вооруженных конфликтов первоочередным является решение следующих задач:

— обеспечение функционирования и развитие локальных систем социальной защиты указанных категорий граждан с учетом темпов роста экономики Смоленской области;

— совершенствование механизма контроля засоблюдением законодательства в сфере предоставления льгот и компенсаций указанным категориям граждан;

— развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку указанных категорий граждан;

— содействие вовлечению ветеранов, пенсионеров, участников локальных войн и вооруженных конфликтов в активную жизнь общества.

 

9.3. Инвалиды

 

В целях защиты прав инвалидов на первый план выдвигаются такие задачи, как:

— совершенствование в Смоленской области системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, эффективный контроль за соблюдением требований законодательства в данной сфере;

— создание достаточного количества специальных рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов;

— развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку инвалидов;

— создание условий, способствующих формированию и развитию у инвалидов стремления и способностей к самообеспечению;

— реализация мер по обеспечению инвалидам свободы и доступности передвижения на территории Смоленской области.

 

9.4. Лица без определенного места жительства и рода занятий

 

В целях обеспечения прав лиц без определенного места жительства и рода занятий, исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод целесообразно:

— развивать систему медико-социальных реабилитационных центров по оказанию необходимой помощи лицам указанной категории;

— вовлекать негосударственные структуры в работу по оказанию помощи данной категории граждан.

 

9.5. Лица, находящиеся под стражей и в местах

лишения свободы

 

В целях защиты прав лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, необходимо:

— содействовать региональной Общественной наблюдательной комиссии в работе по усилению общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях на территории Смоленской области;

— содействовать обеспечению трудовой занятости осужденных;

— совершенствовать комплекс мероприятий медико-социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

— оказывать содействие осужденным в трудовом и бытовом устройстве, в их скорейшей адаптации в обществе после отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 

9.6. Иностранные граждане, трудящиеся-мигранты

 

Защита прав иностранных граждан тесно связана с вопросами миграции. Достаточно часто у мигрантов возникают проблемы, связанные с оформлением разрешений на временное проживание и регистрацией по месту жительства.

Значительное количество лиц, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область, тенденции социально-экономического развития Смоленской области обусловливают необходимость принятия дополнительных мер, направленных на решение ряда вопросов в сфере миграции, а именно:

— оказание содействия повышению уровня правовой грамотности иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область;

— активизация работы по разъяснению федерального и областного законодательства в средствах массовой информации.

 

10. Реализация настоящей Концепции

 

Настоящая Концепция акцентирует внимание на наиболее характерных проблемах обеспечения прав человека на территории Смоленской области, содержит рекомендации по их устранению и улучшению ситуации с правами человека в целом. В рамках настоящей Концепции органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют меры по повышению эффективности защиты прав человека на территории Смоленской области. Финансовое обеспечение реализации положений настоящей Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Настоящая Концепция может дополняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в Смоленской области.

Постоянное внимание к вопросам обеспечения прав человека в Смоленской области, комплексный и системный подход к решению данных вопросов будут способствовать повышению стабильности в регионе, его инвестиционной привлекательности, что в целом благоприятно скажется на социально-экономическом развитии Смоленской области, морально-психологическом климате в обществе и повышении качества жизни населения.


<<Назад